ИскНаИск (isknaisk.ru)

Главная arrow Публикации arrow Статьи arrow Нет дела, нет свидетеля  
17.01.2018 г.
Главное меню
Главная
События судебные
Решения ФНС
Публикации
Ленты новостей
Контакты
Правила
information
Суды арбитражные
Суды общей юрисдикции
Мировые судьи
Конституционные суды
Суды интеллектуальные
Судебные приставы
Адвокатские палаты
Законодательство
Кто на сайте?
Проявили интерес (> 15')
mod_vvisit_counterToday145
mod_vvisit_counterYesterday1366
mod_vvisit_counterThis week2791
mod_vvisit_counterThis month17835
mod_vvisit_counterAll2395351
Статистика
Пользователей: 693
Новостей: 7844
Ссылок: 45
Посетителей: 7142328
Вы хотели спросить
строго с 10-00 до 20-00
Последние новости
Нет дела, нет свидетеля
07.09.2012 г.

В настоящей работе предпринята попытка показать, что в налоговом контроле должен соблюдаться принцип «Нет дела, нет свидетеля».

 

 

Среди прав, которые предоставлены налоговым органам, имеется право ”вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля“ (подпункт 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации). В настоящей работе предпринята попытка показать, что в налоговом контроле должен соблюдаться принцип «Нет дела, нет свидетеля». 

Пункт 1 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации развивает вышеуказанную норму и устанавливает, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Таким образом, ключевое понятие в категории свидетель в налоговом контроле  – проведение (осуществление) налогового контроля.

Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит указаний на возникновение и окончание процессуального статуса свидетеля в налоговом контроле. В виду этого налоговые органы очень часто злоупотребляют предоставленным им правом, выдавая, имеющиеся у них сведения за протоколы допросов свидетелей, полученных ранее (до) или позже проводимого в отношении налогоплательщика налогового контроля, на основании которых, в том числе, делаются выводы о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы, что влечёт за собой доначисление налогов, пеней и привлечение к налоговой ответственности.

Поэтому содержание понятия «налоговый контроль» требует уточнения.

Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что:

– налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим налоговым кодексом.– налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: (1) налоговых проверок, (2) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, (3) проверки данных учета и отчетности, (4) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), (5) а также в других формах, предусмотренных настоящим налоговым кодексом.

Другие формы налогового контроля Налоговым кодексом в явном виде не названы. Поэтому только остаётся гадать, что является другими формами налогового контроля.

Да и указанные в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации формы контроля не являются таковыми, за исключением налоговых проверок.

Например, такая форма налогового контроля как «проверка данных учёта и отчётности» является мероприятием, проводимым как в рамках камеральной налоговой проверки (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации), так и в рамках выездной налоговой проверки (статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации).

Такая форма налогового контроля, как «осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода» является мероприятием, проводимым в рамках выездной налоговой проверки. Это следует из содержания пункта 1 статьи 92 «Осмотр» Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить:

– (1) осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка,

– (2) документов и предметов.

          Такая форма налогового контроля как «получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора» полностью перекрывается положениями статей 88 «Камеральная налоговая проверка», 89 «Выездная налоговая проверка», 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки», 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», которые содержат прямые указания, что – истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов вправе истребовать должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку (абзац 1 пункта 1 статьи 93),

– должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (пункт 1 статьи 93.1),

истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (абзац 2 пункта 1 статьи 93).

Предусмотренная статьёй 94 Налогового кодекса Российской Федерации «Выемка документов и предметов» не является самостоятельной формой налогового контроля, так как производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. То есть, выемка является мероприятием налогового контроля, а не его формой.

Экспертиза, привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участие переводчика, участие понятых также не являются формами налогового контроля. Эксперт привлекается в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (пункт 1  статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации). Специалист привлекается в необходимых случаях для участия в проведении конкретных  действий по осуществлению налогового контроля (пункт 1  статьи 96 Налогового кодекса Российской Федерации). Переводчик привлекается в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля (пункт 1 статьи 97 Налогового кодека Российской Федерации). Понятые вызываются при проведении действий по осуществлению налогового контроля (пункт 1 статьи 98 Налогового кодекса Российской Федерации).

Абзац 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться (1) истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, (2) допрос свидетеля, (3) проведение экспертизы.

Как видим, с точки зрения законодателя допрос свидетеля является не самостоятельной формой налогового контроля, а всего лишь мероприятием.

Итак, можно сделать вывод, что не смотря на указание в пункте  1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации нескольких форм налогового контроля, фактически существует только одна форма контроля – налоговая проверка.

Статьёй 87 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы проводят два вида налоговых проверок –

(1) камеральные налоговые проверки (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации);

(2) выездные налоговые проверки (статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако следует учитывать, что Налоговый кодекс Российской Федерации также предусматривает проведение –

(3) повторных выездных налоговых проверок (пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации);

(4) выездных налоговых проверок консолидированных групп налогоплательщиков (пункт 1 статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации);

(5) повторных выездных налоговых проверок консолидированных групп налогоплательщиков (пункт 7 статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации);

(6) проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пункт 1 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации);

(7) проверок исполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании (пункт 1 статьи 105.23 Налогового кодекса Российской Федерации);

(8) дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые проверки имеют сроки проведения.

Камеральная налоговая проверка проводится в трехмесячный срок со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации или расчёта (пункт 2 статьи 88).

Сроки проведения остальных проверок исчисляется со дня вынесения решения о их проведении и до дня составления справки о проведении таких проверок (пункт 8 статьи 89, пункт 15 статьи 89, пункты 2 и 8 статьи 89.1, пункт 3 статьи 105.17, пункт 1 статьи 105.23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Выше было показано, что участие (допрос) свидетеля не является самостоятельной формой налогового контроля.

Следовательно, допрос свидетеля может проводиться только в период проведения одной из форм налогового контроля.

Следовательно, если формой налогового контроля является налоговая проверка (в любом из приведенных выше видов), то допрос свидетеля может проводиться только в период проведения этой налоговой проверки.

Попытаемся теперь найти подтверждение сделанным выводам, исходя из первоначальной структуры построения налогового кодекса.

Налоговым проверкам в Налоговом кодексе Российской Федерации посвящены статьи 87 «Налоговые проверки», 88 «Камеральная налоговая проверка», 89 «Выездная налоговая проверка», 89.1 «Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков»..

А далее в Налоговом кодексе представлены:

– статья 90 «Участие свидетеля»,

– статья 91 «Доступ должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки»,

– статья 92 «Осмотр»,

– статья 93 «Истребование документов для проведения налоговой проверки»,

         – статья 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»,

– статья 94 «Выемка документов и предметов», 

– статья 95 «Экспертиза»,

– статья 96 «Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля»,

– статья 97 «Участие переводчика»,

– статья 98 «Участие понятых»,

– статья 99 «Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля»,

– статья 100 «Оформление результатов налоговой проверки».

Не случайно законодатель, разместил в Налоговом кодексе Российской Федерации мероприятия, предусмотренные статьями 90-99, между налоговыми проверками и оформлением результатов налоговой проверки, придавая им законодательный смысл, что эти мероприятия могут иметь место только в рамках налоговой проверки.

Въедливый читатель может возразить относительно изложенных выводов о возможности допроса свидетеля исключительно в период проведения налоговой проверки и посчитать их «притянутыми», приведя в качестве возражений  определения понятия «свидетель» из других отраслей права, в которых явно указано, что свидетель «вызывается «по делу», «сообщает сведения «по делу». И следует признать, что отчасти такой читатель будет прав.

В статье 25.6 «Свидетель» "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ указано, что: (1). В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. (2). Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

В статье 69 «Свидетельские показания» "Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 14.11.2002 № 138-ФЗ говорится, что (1). Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. (2). Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства.

Статьёй 56 «Свидетель» "Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ установлено, что (1). Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела. (3). Свидетель обязан сообщить арбитражному суду сведения по существу рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы арбитражного суда и лиц, участвующих в деле.

Статья 56 «Свидетель» "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ устанавливает, что (1). Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

Как видим, в процессуальных законах присутствует нами сформулированный принцип: «Нет дела, нет свидетеля».

В налоговом контроле также справедлив этот принцип. Он содержится в статье 128 Налогового кодекса Российской Федерации. Процитируем эту статью: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.».

Когда возникает «дело»? С момента его возбуждения. Что является моментом возбуждения дела в налоговых правоотношениях? Для камеральной проверки – день поступления налоговой декларации, для выездной налоговой проверки и других проверок – день принятии решения о проведении проверки.

Надеемся, что настоящая работа поможет в защите прав и законных интересов налогоплательщиков, так как:

– при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации);

– при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса (абзац 2 пункта 4 статьи 101.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тем не менее, следует учитывать специальную норму пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

 

Малков Н.В.

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley

security code
Напишите отображаемые буквы


busy
 
След. »
строго с 10-00 до 20-00
Опросы
Понравился раздел?

Популярное
Юридическая помощь
Вопрос-Ответ
Адвокаты Юристы
Ценовая политика
Образцы Документов
строго с 10-00 до 20-00