Система арбитражных судов |
19.03.2010 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система арбитражных судовСодержание 2. Споры, подведомственные арбитражным судам 3. Организационно-структурная система арбитражных судов 4. Арбитражные суды субъектов федерации 4.1. Местонахождение арбитражных судов субъектов федерации 4.2. Полномочия суда субъекта Федерации 4.3. Структура арбитражного суда субъекта федерации 4.4. Коллегии и судебные составы Арбитражного суда города Москвы 4.5. Судебные составы Арбитражного суда Нижегородской области 5. Арбитражные апелляционные суды 5.1. Территориальность арбитражных апелляционных судов 5.2. Структура арбитражных апелляционных судов 6. Федеральные арбитражные суды округов 6.1. Территориальность федеральных арбитражных судов округов 6.3. Судебные составы Федерального арбитражного суда Уральского округа •1. Арбитражные судыАрбитражные суды - это специализированные суды. Организация и деятельность арбитражных судов Российской Федерации урегулированы Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.07.2004 N 80-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 31.03.2005 N 25-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ и с изменениями, внесенными Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006 N 22-О). •2. Споры, подведомственные арбитражным судамПравосудие в арбитражных судах осуществляется по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Арбитражным судам подведомственны споры только в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (то есть непосредственно не связанной с предпринимательством, например, деятельность по участию в обществах с ограниченной ответственностью, в открытых акционерных обществах, в закрытых акционерных обществах), а также иные дела, отнесенные к им компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Споры в этой сфере могут возникать из гражданских, административных и иных правоотношений: А) - между индивидуальными предпринимателями по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью; - между юридическими лицами; - между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью; - между физическими лицами и юридическими лицами; - между физическими лицами по спорам участия в хозяйственных обществах; Б) - между Российской Федерацией и её субъектами; - между субъектами Российской Федерации; В) - между Российской Федерацией в лице её органов и юридическими лицами; - между Российской Федерацией в лице её органов и индивидуальными предпринимателями: - между органами Российской Федерации. К экономическим спорам, разрешаемым арбитражными судами, в частности, относятся споры: - о разногласиях по договору, передача которых на разрешение арбитражного суда согласована сторонами либо предусмотрена законом; - об изменении условий или расторжении договоров; - о признании договоров незаключенными; - о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; - о признании права собственности; - об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; - о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; - о возмещении убытков; - о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан: - о чести, достоинства и защите деловой репутации; - о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; - об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина-, когда такая регистрация предусмотрена законом; - о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; - о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных или излишне взысканных; - об обжаловании постановлений, действий и бездействий судебного пристава-исполнителя; - об установлении фактов, имеющих юридическое значение; - о несостоятельности (банкротстве) граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе и отсутствующего должника. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом арбитражный суд примет от налогового органа только в двух случаях. Первый: после публикации объявления об исключении компании из ЕГРЮЛ её представители или кредиторы прислали возражения. Второй: инспекция представила доказательства, что ликвидируемая компания либо имеет имущество, за счет которого можно покрыть расходы на банкротство (около 20 тысяч рублей) и взыскать хотя бы часть налоговой задолженности, либо проводила сделки, оспаривание которых позволит вернуть имущество (постановление пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 67); - о применении к индивидуальным предпринимателям и организациям налоговых санкций, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается налоговым кодексом; - другие дела, отнесенные федеральным законодательством к ведению арбитражного суда. Понятие предпринимательской деятельности определено в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Понятие «иная экономическая деятельность» законодательно не установлено. Определять это понятие как любую другую деятельность, связанную с получением доходов, но не являющуюся предпринимательской, применительно к арбитражному судопроизводству не правильно. Например, общественная организация получает гранты на ведение уставной деятельности. Эта общественная организация не ведет деятельности, связанной с получением доходов. Однако её требования к организации коммунального хозяйства, не исполняющей свои обязательства, например, по обеспечению теплом, будут рассматриваться арбитражным судом. К лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относятся: - коммерческие организации, основанные на частной собственности. Это открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные и потребительские кооперативы; - государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и федеральные казенные предприятия, а также дочерние предприятия; - некоммерческие организации (благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы и т.д.); - иностранные организации; - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность (часть 5 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Применительно к указанным выше физическим и юридическим лица основная задача арбитражных судов - это защита нарушенных или оспариваемых прав (например, права собственности, иных вещных прав, имущественных прав, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности) и законных интересов (например, деловой репутации). Задачами судопроизводства в арбитражных судах также являются: - защита прав и законных интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образования, госорганов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. К «иным» относятся, например органы Пенсионного фонда, органы Фонда социального страхования, органы Фонда медицинского страхования, различных неправительственных организаций, религиозных и общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций; - обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Любому предпринимателю предоставлена возможность отстаивать свои права и интересы. «Доступность правосудия» достигается, во-первых, тем, что в каждом субъекте Федерации существуют арбитражные суды; во-вторых, возможностью обжаловать судебные решения в апелляционном, кассационном, надзорном порядках; в-третьих, невысоким размером госпошлины и льготами по её уплате; в-четвертых, гласностью, состязательностью, непосредственностью судопроизводства в арбитражном суде; - справедливое и публичное судебное разбирательство. Судьи не зависят от других органов государства. Они беспристрастны и подчиняются лишь закону. Их деятельность широко освещается в средствах массовой информации. Возможность многократного обжалования судебных актов минимизирует случаи несправедливых, необъективных решений, способствует устранению судебных ошибок и иных недостатков; - укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это обеспечивается правильным применением арбитражными судами законов и иных правовых актов; - формирование уважительного отношения к закону и суду. Этому способствует весь процесс судопроизводства, обеспечение равноправия сторон и других лиц, участвующих в деле, неуклонное следование букве и духу закона; - содействие становлению деловых и партнерских отношений, формирование обычаев деловой этики. Арбитражный суд формирует у предпринимателей представление о должном поведении, об уважении к интересам партнеров, о допустимых им недопустимых действиях в деловых отношениях и т.п. В конечном счете, все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из статьи 18 Конституции Российской Федерации, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод. •3. Организационно-структурная система арбитражных судовСогласно статье 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); - арбитражные апелляционные суды; - арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах или арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы. •4. Арбитражные суды субъектов федерацииЗакон об арбитражных судах устанавливает (пункт 2 статьи 34), что арбитражные суды создаются федеральным законом в субъектах Российской Федерации. Однако на территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, а на территории одного субъекта Российской Федерации судебную власть могут осуществлять несколько арбитражных судов. В настоящее время на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует единый арбитражный суд, а арбитражные суды ряда краев и областей осуществляют судебную власть и на территориях автономных округов, входящих в состав этих краев и областей. До недавнего времени в Российской Федерации действовали 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, в том числе четыре арбитражных суда в автономных округах: Коми-Пермяцком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком. В результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект Федерации - Пермский край Федеральным законом от 04.11.2006 года № 186-ФЗ «О создании арбитражного суда Пермского края» был создан новый Арбитражный суд Пермского края, а Арбитражный суд Пермской области и Арбитражный суд Коми-Пермяцкого автономного округа были упразднены. Решение о дне начала деятельности Арбитражного суда Пермского края будет принято Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с официальным извещением об этом. В результате объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом и Эвенкийским автономным округом с 01 января 2007 года считается образованным новый субъект Российской Федерации - Красноярский край. На территории нового субъекта Российской Федерации осуществлять арбитражное правосудие будет Арбитражный суд Красноярского края. Согласно федеральному конституционному закону от 12.07.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" с 01 июля 2007 года будет считаться образованным новый субъект Российской Федерации - Камчатский край. В соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" пунктом 4 статьи 14 федерального конституционного закона от 12.07.2006 N 2-ФКЗ предусматривается упразднение Арбитражного суда Камчатской области и создание нового Арбитражного суда Камчатского края Арбитражные суды субъектов Российской Федерации являются первой инстанцией в системе арбитражных судов Российской Федерации (статья 25 федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации". •4.1. Местонахождение арбитражных судов субъектов федерацииЕсли театр начинается с вешалки, то арбитражное судопроизводство начинается с арбитражных судов субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что законодательством установлено общее правило рассмотрения исковых заявлений - по месту нахождения ответчика, очень часто юрист вынужден определять, в какой арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением или заявлением. Общее правило территориальной подсудности состоит в том, что дело должен рассматривать арбитражный суд субъекта Российской Федерации, действующий на той территории, на которой находится или проживает ответчик. Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического является место нахождения его органов.. В практической деятельности определение места нахождения органов юридического лица вызывает сложности. В таких случаях следует исходить из того, что место нахождения таких органов - это адрес, который указан в учредительных документах юридического лица как адрес нахождения его органов управления. Согласно пункту 2 статьи 8 федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. А согласно пункту 3 той же статьи государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Именно по этой причине приведем в настоящей работе список и адреса арбитражных судов Российской Федерации по состоянию на 01.09.2006 года. Необходимость приведения полных названий арбитражных судов продиктована также тем, что при обращении в арбитражный суд необходимо правильно указывать его название.
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие создается с целью приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия. •4.2. Полномочия суда субъекта федерацииАрбитражный суд субъекта Российской Федерации полномочен: - рассматривать в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации (параграф 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; - обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению; - изучать и обобщать судебную арбитражную практику; - подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; - анализировать судебную статистику. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (- это подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений). Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (- это подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений). Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (- это подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение). Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела: 1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (- это подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов). Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (- это подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений). Арбитражные суды рассматривают дела: 1) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом (- это специальная подведомственность дел арбитражным судам). •4.3. Структура арбитражного суда субъекта федерацииСудебная структура арбитражного суда субъекта Российской Федерации определена федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Возглавляет арбитражный суд субъекта Российской Федерации председатель арбитражного суда. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации: 1) организует деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации; 2) распределяет обязанности между своими заместителями; 3) формирует судебные составы; 4) созывает президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет арбитражный суд субъекта Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами; 7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации издает приказы и распоряжения. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Председатель Арбитражного суда субъекта Российской Федерации имеет заместителей, которые являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей председателя. Председатели и заместители председателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Не может рассматриваться как назначение на одну и ту же должность назначение заместителя председателя суда председателем того же суда и наоборот, а также назначение заместителя председателя суда первым заместителем председателя суда и наоборот. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом. По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов. В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. По мере необходимости председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывает президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования. Президиум арбитражного суда возглавляет председатель суда. О времени созыва президиума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены президиума и приглашенные лица уведомляются заблаговременно. Заседания президиума проводит председатель арбитражного суда, в его отсутствие - первый заместитель, в отсутствие первого заместителя - один из заместителей председателя. Заседания президиума арбитражного суда являются открытыми. С разрешения председательствующего во время заседания президиума может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись. По поручению председательствующего осуществляется стенографирование заседания президиума. Контроль за выполнением поручений президиума по рассматриваемым вопросам осуществляется лицами, назначенными председателем арбитражного суда. О необходимости продления срока выполнения поручения, содержащегося в постановлении президиума, лицо, ответственное за его выполнение, письменно докладывает председателю арбитражного суда за три дня до истечения срока. В зале заседания президиума должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации: - утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; - рассматривает другие вопросы организации работы суда; - рассматривает вопросы судебной практики. Вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение президиума, оформляются докладными записками на имя председателя арбитражного суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления в президиум. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение президиума арбитражного суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости президиум арбитражного суда вправе изменить эту очередность. Лица, приглашенные на заседание президиума арбитражного суда, могут принимать участие в обсуждении вопросов судебной практики. Решения, принимаемые президиумом, оформляются постановлением президиума и подписываются председателем арбитражного суда. На основании постановления президиума по вопросам организации работы арбитражного суда председатель суда может издавать приказы и распоряжения. Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда. Обзоры судебной практики, подготовленные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также в федеральный арбитражный суд округа. Если президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации, посчитает целесообразным опубликовать обзор в печатных органах, в том числе издаваемых самими арбитражными судами, такой документ направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с предложением о рассмотрении и одобрении его на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. Из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда в арбитражном суде субъекта Российской Федерации образуются судебные составы Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно. •4.4. Коллегии и судебные составы Арбитражного суда города МосквыПо состоянию на 10 февраля 2007 года в Арбитражном суде города Москвы председателем коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, является заместитель председателя Арбитражного суда города Москвы А.Н.Антошин. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Арбитражного суда города Москвы состоит из 73 судей. К этой коллегии «приписаны» 58 специалистов 1 категории, 13 специалистов 2 категории, 42 секретаря судебного заседания, 76 помощников судей. В коллегии сформированы девять судебных составов, каждый из которых состоит из нескольких отделений: Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
- 2 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с интеллектуальной собственностью и защитой деловой репутации; - 3 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с земельным законодательством; - 4 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных: с участием иностранных лиц и применением иностранного законодательства; с установлением фактов, имеющих юридическое значение; с оспариванием решений третейских судов, с выдачей исполнительных листов на принудительное исполнении решения третейского суда; с признанием приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; - 5 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с приватизацией и споров о праве собственности; - 6 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с возмещением внедоговорного вреда, перевозками, в том числе международными; - 10 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с арендой; - 13 судебный состав специализируется на рассмотрении споров между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйствующих товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйствующих товариществ и обществ; - 14 судебный состав специализируется на рассмотрении споров, связанных с ценными бумагами; - 15 судебный состав специализируется на рассмотрении споров с участием банков (кредиты, банковские счета, расчеты с участием банка, займ). Председателем коллегии Арбитражного суда города Москвы по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, является заместитель председателя Арбитражного суда города Москвы А.Н.Бондарь. Коллегия состоит из 68 судей. К ней «приписаны» 58 специалистов 1 категории, 5 специалистов 2 категории, 49 секретарей судебного заседания, 70 помощников судей. В коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, сформированы 9 судебных составов, специализирующихся по различным отраслям права и состоящих из нескольких отделений: Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (включая составы рассматривающие споры связанные с несостоятельностью (банкротством))
- 7, 11, 16, 18 судебные составы специализируются на рассмотрении споров с применением налогового законодательства; - 9, 17, 19 судебные составы специализируются на рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; - 1 и 12 судебные составы специализируются на рассмотрении споров, связанных с несостоятельностью (банкротством). В Арбитражном суде Московской области судебные составы 1, судебный состав 2, судебный состав 3 составляют судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебный состав 4, судебный состав 5, судебный состав 6 составляют судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. •4.5. Судебные составы Арбитражного суда Нижегородской областиВ Арбитражном суде Нижегородской области создано шесть судебных составов. Первый, второй, третий судебные составы входят в судебную по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Четвертый, пяты, шестой судебные составы в ходя в судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Необходимо отметить, что в Арбитражном суде Нижегородской области прослеживается жесткая специализация судей даже в рамках судебных составов. Первый судебный состав Арбитражного суда Нижегородской области рассматривает дела по спорам:
Второй судебный состав Арбитражного суда Нижегородской области рассматривает споры:
К компетенции 3-го судебного состава Арбитражного суда Нижегородской области относятся следующие дела:
Четвертый судебный состав Арбитражного суда Нижегородской области рассматривает:
К компетенции пятый судебного состава Арбитражного суда Нижегородской области относятся:
•5. Арбитражные апелляционные судыАрбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. •5.1. Территориальность арбитражных апелляционных судовФедеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ предусмотрено действие двадцати арбитражных апелляционных судов. 1) в Волго-Вятском судебном округе: - Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии; - Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области; 2) в Восточно-Сибирском судебном округе: - Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия; - Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Читинской области; 3) в Дальневосточном судебном округе: - Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на период до 1 января 2009 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области[6]; - Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатской области, Приморского края, Сахалинской области[7]; - Шестой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа; 4) в Западно-Сибирском судебном округе: - Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области; - Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа; 5) в Московском судебном округе: - Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы; - Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области; 6) в Поволжском судебном округе: - Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области; - Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области; 7) в Северо-Западном судебном округе: - Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области; - Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области; 8) в Северо-Кавказском судебном округе: - Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области; - Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики; 9) в Уральском судебном округе: - Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку: судебных актов, принятых арбитражными судами Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики; судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, - на период до 30 июня 2007 года; - Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области; 10) в Центральном судебном округе: - Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области; - Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов. Последовательность образования арбитражных апелляционных судов установлена Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 N 4-ФКЗ. По состоянию на 10.02.2007 действуют семнадцать арбитражных апелляционных судов.
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда создается в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях. •5.2. Структура арбитражных апелляционных судовРуководит арбитражным апелляционным судом председатель арбитражного апелляционного суда. Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Председатель арбитражного апелляционного суда: 1) организует деятельность арбитражного апелляционного суда; 2) распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда; 3) формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы; 4) созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами; 7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом. Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения. Председатель арбитражного апелляционного суда имеет заместителей. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда. В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя. Председатели и заместители председателей арбитражных судов арбитражных апелляционных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Не может рассматриваться как назначение на одну и ту же должность назначение заместителя председателя суда председателем того же суда и наоборот, а также назначение заместителя председателя суда первым заместителем председателя суда и наоборот. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом. По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов. В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии, соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Председатель арбитражного апелляционного суда по мере необходимости созывает президиум арбитражного апелляционного суда. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно. Президиум арбитражного апелляционного суда утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного апелляционного суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования. Вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение президиума, оформляются докладными записками на имя председателя арбитражного суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления в президиум. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение президиума арбитражного суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости президиум арбитражного суда вправе изменить эту очередность. Лица, приглашенные на заседание президиума арбитражного суда, могут принимать участие в обсуждении вопросов судебной практики. Решения, принимаемые президиумом, оформляются постановлением президиума и подписываются председателем арбитражного суда. На основании постановления президиума по вопросам организации работы арбитражного суда председатель суда может издавать приказы и распоряжения. Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного апелляционного суда, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда. Обзоры судебной практики, подготовленные арбитражными апелляционными судами, направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также в федеральный арбитражный суд округа. Если президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации, посчитает целесообразным опубликовать обзор в печатных органах, в том числе издаваемых самими арбитражными судами, такой документ направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с предложением о рассмотрении и одобрении его на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. •6. Федеральные арбитражные суды округовФедеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. •6.1. Территориальность федеральных арбитражных судов округовВ Российской Федерации действуют: 1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корп. 4); 2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36а); 3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2009 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;. 3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес:680000, г. Хабаровск, ул. Пушкина, 45); 4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, 74); 5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе; 6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 420066, г. Казань, ул. Правосудия, 2); 7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4); 8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 4); 9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку: судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 620075, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 32/27); судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, - на период до 30 июня 2007 года; 10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе (адрес: 241050, г. Брянск, б-р Гагарина, 25). Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов. •6.2. Структура федеральных арбитражных судов на примере структуры Федерального арбитражного суда Московского округаСтруктуру федеральных арбитражных судов рассмотрим на примере Федерального арбитражного суда Московского округа (ФАС МО). Федеральный арбитражный суд Московского округа находится по адресу: 107078, Москва, проспект Академика Сахарова, д. 18. Президиум ФАС МО состоит из 9 человек: Майкова Людмила Николаевна (Председатель ФАС МО) - снята с должности. Губин Александр Михайлович (заместитель Председателя суда) Шуршалова Haталья Александровна (заместитель Председателя суда) Агапов Михаил Ростиславович Алексеев Сергей Владимирович Балахничева Ризвангуль Гапаровна Завирюха Людмила Викторовна Медведева Александра Михайловна Поповченко Анатолий Александрович Президиум суда играет большую роль в решении вопросов обсуждения судебной практики, организации деятельности суда и многих других. В заседаниях Президиума Федерального арбитражного суда Московского округа по практике рассмотрения отдельных категорий споров принимают постоянное участие судьи и специалисты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководство и судьи арбитражных судов г. Москвы и Московской области, которые высказывают свою позицию по рассматриваемым вопросам, что помогает вырабатывать единообразную практику применения законодательства. По результатам рассмотрения проблемных вопросов на заседаниях Президиума Федерального арбитражного суда Московского округа определяются направления применения судебной практики в регионе в целом. Федеральный арбитражный суд Московского округа образован приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 сентября 1995 года № 3, изданным во исполнение Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации и начал функционировать в составе 11 судей, которым пришлось решать сложные проблемы применения процессуального законодательства, поскольку в то время еще не существовало опыта рассмотрения дел в кассационной инстанции. ФАС МО сформирован в составе 57 судей, включая руководителей суда, из них:
Почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» имеют 5 судей. Степень кандидата юридических наук имеют 4 судьи. Количество работников аппарата суда составляет 135 человек. ФАС МО имеет в своей структуре две судебные коллегии с пятью судебными составами:
2-й судебный состав рассматривает дела, связанные с разрешением споров:
6-й судебный состав рассматривает дела, связанные с разрешением споров:
3-й судебный состав рассматривает дела, связанные с разрешением споров:
4-й судебный состав рассматривает дела, связанные с разрешением споров:
5-й судебный состав рассматривает дела, связанные с разрешением споров:
Секретариат Председателя суда осуществляет контроль за исполнением приказов и распоряжений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федерального арбитражного суда Московского округа, планов работы суда, а также поручений руководства суда. Посредством автоматизированной информационной системы «Арбитраж-Округ» производит распределение кассационных жалоб по судьям. Обеспечивает прием представителей организаций и граждан Председателем и заместителями Председателя, председателями судебных составов, судьями, руководителями структурных подразделений суда, а также (через входящую в его состав пресс-службу) координирует распространение материалов о деятельности суда, организует встречи с журналистами, определяет порядок проведения теле- и фотосъемок в здании ФАС МО. Основные направления деятельности Отдела обобщения судебной практики, учета и статистики - анализ и обобщение судебной практики; подготовка предложений, направленных на совершенствование законодательства и рекомендаций по обеспечению единообразия судебной практики; ведение и анализ судебной статистики; составление статистических отчетов о работе ФАС МО; учет и систематизация законов и иных нормативно-правовых актов. Отдел рассматривает законопроекты Государственной Думы Российской Федерации и Московской городской думы, проекты постановлений правительства города Москвы и готовит по ним предложения, направленные на совершенствование законодательства. Управление делопроизводства является структурным подразделением, в состав которого входят общий отдел и отдел автоматизированной подготовки документов. Основными задачами управления делопроизводства являются организация документационного обеспечения деятельности суда, установление и обеспечение функционирования системы делопроизводства. Решение поставленных задач осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы «Арбитраж-Округ» и системы автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело». Внедрение в работу суда современных технологий при организации работы с документами позволяет оперативно решать вопросы, связанные с регистрацией, прохождением документов и осуществлением контроля за их исполнением. Отдел информатизации обеспечивает информационную поддержку деятельности ФАС МО и автоматизацию работы структурных подразделений суда с использованием современного программного обеспечения и перспективных компьютерных технологий, а также функционирование и эксплуатацию разветвлённой локальной сети, аппаратных и программных средств вычислительной техники суда. Осуществляет администрирование сетевого программного обеспечения и программных комплексов «Арбитраж-Округ», «Дело» и «1С:Предприятие». Организует и проводит обучение персонала суда работе со средствами вычислительной техники и программным обеспечением. Координирует сотрудничество с правовыми справочными системами «Гарант», «Кодекс», «Консультант». Совместное сотрудничество позволило создать базу данных, содержащих архив постановлений суда начиная с 1998 года по настоящее время, а также собрание проведенных обобщений судебной практики. В целях сокращения бумажного документооборота силами отдела создано хранилище электронных копий документов суда, позволившее оперативно осуществлять доступ к любому документу. Отделом налажен постоянный информационный обмен с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, арбитражными судами города Москвы, Московской области и другими арбитражными судами Российской Федерации с использованием современных средств телекоммуникации. Вспомогательные подразделения: Бухгалтерия, Отдел кадров, Хозяйственный отдел. Научно-консультативный совет образован в 1996 году. В задачи совета входит подготовка научно-обоснованных рекомендаций по материалам изучения и обобщения практики применения законодательства и вопросам правового характера, возникающим в деятельности суда. В состав Научно-консультативного совета входит 8 докторов и 16 кандидатов юридических наук, являющихся сотрудниками Института государства и права, Института законодательства и сравнительного правоведения, Российского университета дружбы народов, Российской правовой академии, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, Московской государственной юридической академии, а также судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федерального арбитражного суда Московского округа, арбитражных судов города Москвы и Московской области. Научно-консультативный совет является совещательным органом, и его рекомендации используются при рассмотрении конкретных дел после обсуждения на заседании Президиума Федерального арбитражного суда Московского округа. •6.3. Судебные составы Федерального арбитражного суда Уральского округаДля сравнения приведем специализацию судебных составов Федерального арбитражного суда Уральского округа, закрепленную приказом председателя Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 1999 года № 7а «О специализации судебных составов»: - 1-ый судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства о налоге на прибыль и косвенных налогах; - 2-ой судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства о налоге на добавленную стоимость и подоходном налоге; - 3-ий судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства о собственности и обязательствах; - 4-ый судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве), государственном материальном резерве, с участием кредитных организаций; - 5-ый судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства об энергоснабжении, перевозках, акционерных обществах; - 6-ой судебный состав рассматривает споры, связанные с применением законодательства об аренде, векселях, исполнительном производстве. •7. Высший Арбитражный судВ соответствии со статьей127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации определены в статье 10 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: - рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации; - рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; - пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; - обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров; - обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; - изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; - разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; - осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; - решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации; - решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; - осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: - Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. Регламент арбитражных судов утвержден. постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июня 1996 г. N 7 (с изменениями от 20 июля 1998 г., 30 декабря 2002 г., 8 апреля 2004 г., 8 декабря 2005 г.) В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно. По состоянию на 10 февраля 2007 года в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации было две коллегии: - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, состоящая из трех судебных составов:
- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, состоящая из трех судебных составов:
Председатель Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (Иванов Антон Александрович) имеет одного Первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Валявина Елена Юрьевна) и четыре Заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Арифулин Александр Алиевич, Витрянский Василий Владимирович, Исайчев Владимир Николаевич, Слесарев Владимир Львович. Руководит аппаратом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации Администратор Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (Дроздов Игорь Александрович). Секретариат Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляет руководитель Секретариата Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Плешков Дмитрий Вадимович). В структуру Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также входят
[1] Создан Федеральным законом от 04.11.2006 года № 186-ФЗ «О создании арбитражного суда Пермского края» [2] Будет создан согласно федеральному конституционному закону от 12.07.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" [3] Подлежит упразднению [4] Упразднен Федеральным законом от 04.11.2006 года № 186-ФЗ «О создании арбитражного суда Пермского края» [5] Упразднен Федеральным законом от 04.11.2006 года № 186-ФЗ «О создании арбитражного суда Пермского края» [6] Будет действовать со дня образования Арбитражного суда Камчатского края (статья 2 Федерального конституционного закона от 12.07.2006 N 3-ФКЗ). [7] Действует до дня образования Арбитражного суда Камчатского края (статья 2 Федерального конституционного закона от 12.07.2006 N 3-ФКЗ). Комментарии (0)
![]() Написать комментарий
|
« Пред. | След. » |
---|