ИскНаИск (isknaisk.ru)

Приветствие arrow Публикации arrow Статьи arrow Внесудебные судебные органы Российской Федерации  
15.07.2018 г.
Последние новости
Внесудебные судебные органы Российской Федерации
19.03.2010 г.

Внесудебные судебные органы Российской Федерации

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке[1], т.е. разрешая спор о праве, суд защищает права в рамках надлежащей правовой процедуры, а субъект права как сторона по делу вступает в спор о праве с любым лицом, нарушившим его права, причем перед лицом суда все участники процесса формально равны[2].

Особо оговаривается в законодательстве демократических государств запрет на деятельность каких-либо чрезвычайных судов или иных органов, подменяющих собой суды, но, по сути, не являющихся носителями судебной власти. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (ст. 16) предусматривает, что на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, и судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах. Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.), учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается. Чрезвычайное положение - вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О чрезвычайном положении" на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ "О чрезвычайном положении" отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Таким образом, даже в случае объявления военного или чрезвычайного положения никакие другие органы не вправе присваивать себе полномочия суда.

Тем не менее, в настоящее время в Российской Федерации мы имеем то, что имеем. Судопроизводство осуществляется государственными органами, не являющимися судами. То есть то, что не является допустимым в периоды военного времени и чрезвычайного положения, осуществляется в мирное время.

В данной работе не будем приводить все внесудебные судебные органы, которые «вершат правосудие». Термин «вершат правосудие» взят в кавычки, потому что такое «вершение правосудия» есть прямое нарушение Конституции Российской Федерации и Федеральных конституционных законов. И не может служить оправданием отсутствие достаточного числа судей и судов.

Какая категория дел попадает в «вершение правосудия» без суда?

Это практически все дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется различными органами исполнительной власти или их должностными лицами.

Глава 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопреки императивному требованию части 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации об осуществлении правосудия только судом определяет, что «вершить правосудие» могут:

1) Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) Органы внутренних дел (милиция) в лице

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителей; начальников территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителей;

начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителей;

начальников дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальников линейных пунктов милиции;

начальников дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальников линейных пунктов милиции и других сотрудников милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

начальника государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителей, командиров полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы, их заместителей;

сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющих специальное звание;

государственных инспекторов безопасности дорожного движения;

государственных инспекторов дорожного надзора;

старших участковых уполномоченных милиции, участковых уполномоченных милиции;

3) Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы в лице начальников арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания;

4) Налоговые органы в лице

руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах;

5) Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

и так далее. Всего более 60 статей. Это только по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность по правонарушениям, не вошедшим в особенную часть Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно появляются органы субъектов Российской Федерации и их должностные лица, которым дано «вершить правосудие».

Например, закон г. Москвы от 03.07.2002 N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц за а нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, за самовольное занятие объектов нежилого фонда, за использование объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов, за нарушение порядка и условий использования объектов нежилого фонда, за несоблюдение порядка изменения целевого назначения объектов нежилого фонда, занимаемых на правах аренды (субаренды) и т.д.

Этим же законом города Москвы установлено, что решение о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания к виновным физическим и юридическим лицам, а также должностным лицам принимается Административной комиссией по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы.

Кодекс города Москвы об администартивных правонарушениях статёй 1.2 устанавливает виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф. Если с наложением административного наказания  без суда в виде предупреждения ещё как-то можно мириться, то с безсудебным административным наказанием в виде штрафа мириться никак нельзя. Но не следует расслабляться, если  без суда привлекли к административному наказанию в виде предупреждения, ведь согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год.

Предлагаем Вам принять участие в составлении реестра безсудебных наказании.


 


[1] Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 308.

[2] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 585.

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
quote
bold
italicize
underline
strike
url
image
quote
quote
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley
Smiley

security code
Напишите отображаемые буквы


busy
 
« Пред.   След. »
строго с 10-00 до 20-00
Опросы
Понравился раздел?

Популярное
Юридическая помощь
Вопрос-Ответ
Адвокаты Юристы
Ценовая политика
Образцы Документов
строго с 10-00 до 20-00